ОТКРЫТЫЙ УРОК – ФОРМА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПОЗИТИВНОГО ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«Работать с веком на уровне – это значит работать нтенсивнее, лучше, это значит творить, искать, созидать и вновь жить в поиске, как у Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться и ошибаться, начинать и бросать. И вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость»

Любой урок может стать открытым

для искренних удивлений, неожиданных

озарений и удачных импровизаций всех

на нём присутствующих: и учеников, и их

учителя, и даже тех, кто пришёл на урок

в качестве «гостя» или «проверяющего».

Урок - это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса, основная форма организации обучения в современной школе. В нем находятся все основные компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, задачи, содержание, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность учителя и ученика. К необычному на уроке выдающиеся педагоги относились по-разному. В античной и средневековой педагогике необычное, т.е. выходящее за рамки установленных канонов преподавания, было фактически недопустимым, а учителя, нарушавшие это требование, жестоко наказывались. Бывали и редкие исключения, только подтверждающие незыблемость правила: диалогистика Сократа, уроки на природе в "Доме радости" Витторино де Фельтре.

Первые, как бы "узаконенные" элементы необычного вносит в урок "Великая диалектика" Я.А.Каменского. Прежде всего - это принцип наглядности. Введение этого принципа в строгую канву урока произвело революцию в педагогическом сознании и поколебало уверенность в неизменности классических правил. Появилась возможность не просто давать положенные знания, но и "раскрашивать" их, представлять с необычной стороны.

Урок необходимо проектировать, тем более открытый. И.С.Якиманская различает термин "прожектирование" - медленное, идеальное выстраивание чего-либо и "проектирование" (как создание и практическое выполнение проекта). 

Анализ педагогической литературы позволяет выделить обобщающую схему проектирования учебной деятельности:

1. Открытое учебное занятие является формой распространения и пропаганды передового опыта, результатом методической работы учителей.

2. Целью открытого учебного занятия является показ передовых форм и методов учебно-воспитательного процесса, анализ дидактической эффективности использования средств обучения, обобщения приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.

3. Задачей учителя, демонстрирующего открытое учебное занятие, является оценка эффективности применяемых технологий, методов, совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, создание собственной системы учебно-воспитательной работы.

4. Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения.

5. Основным критерием для оценки эффективности открытого занятия должны быть качество знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися под руководством педагога. 

Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный (от лат. actualis – деятельный) означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Кроме того, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего. Сегодня педагоги-новаторы активно внедряют и поощряют нетрадиционные формы занятий, такие как видеоурок, урок-праздник, интернет-урок и другие формы.

К подготовке и проведению открытых уроков предъявляется ряд требований.

Открытые уроки проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающие высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта.

Открытые уроки посвящаются только актуальным проблемам методической науки. Показ уроков, в которых реализуется широко распространённая на практике методика, не способствует профессиональному росту других учителей. (Отмечу, что в методической работе с молодыми педагогами это ограничение не всегда нужно учитывать, поскольку для них и традиционные, общеизвестные методики представляют определённый интерес).

Открытый урок обязательно должен иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения. Урок как форма организации учебного процесса сам может содержать новое, например, особую структуру. Предлагаемое для наблюдения коллег может быть новым для науки, региона или школы. Но в любом случае открытый урок должен содержать новое для посещающих, ибо то, что хорошо использует сам педагог, нет смысла наблюдать на открытом уроке коллеги.

Открытый урок отражает решение методической проблемы, над которой работает учитель в рамках темы по самообразованию. Его индивидуальная проблема должна быть связана с общей методической темой гимназии.

Открытый урок должен показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации. Поэтому учитель, показывающий открытый урок, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать. При проведении открытого урока соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Урок должен проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д. Создание особых условий для открытых уроков, во-первых, нарушает устоявшийся режим учебно-воспитательной работы, во-вторых, идеализированные условия ставят под сомнение тиражируемость новации.

Недопустима «репетиция» открытого урока с одним и тем же классом. Это требование нарушается повсюду: педагоги предварительно готовят учащихся к уроку, «проигрывают» его и т.д., называя всё это подготовкой открытого урока. Отмечу, что здесь речь идёт не об уроках, к которым учащиеся должны подготовить сообщения, доклады, творческие работы и т.п.

Рекомендуется сообщить учащимся о проведении открытого урока (самое меньшее, накануне). Это подготовит учащихся к ситуации, когда на уроке будут сидеть посетители.

Открытые уроки проводятся в соответствии с планом методической работы гимназии и предметных лабораторий. Учителя должны располагать достаточным временем для его подготовки.

Нельзя проводить в одном классе в один день несколько открытых уроков. Нежелательно проведение нескольких открытых уроков в одном и том же классе и в течение месяца. Это объясняется большой психологической нагрузкой, которую испытывают и учащиеся, и учителя. 

Открытый урок не должен наносить вред системе знаний, умений и навыков учащихся. Учащиеся должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая тему без посещающих. Также недопустимо объяснение только той части темы, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический приём, оставляя на самостоятельное изучение оставшуюся часть.

Для посещающих обязательно готовится рабочее место. Места должны располагаться за спиной учащихся, чтобы посетители не отвлекали их внимание. Нельзя сажать посетителя рядом с учащимися; учащийся, сидящий за одной партой с посторонним, вряд ли сможет сконцентрировать внимание на содержании учебного материала.

Число посетителей на открытых уроках не может быть безграничным. Как показывает образовательная практика, этим требованием часто пренебрегают: иногда в классе из 25 учащихся сидят 10 учителей. Отмечу, что посещение урока хотя бы одним посторонним человеком создаёт дискомфорт и для учителя, и для учащихся, в связи с чем в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписям уроков.

Открытые уроки и их содержание не должны противоречить учебным программам. Нельзя непомерно расширять содержание учебного материала, чтобы показать новую методику, недопустима организация изучения проблем, не включённых в программу. Не рекомендуется также увеличивать время, отведённое на изучение тем.

Алгоритм подготовки, проведения и анализа открытых уроков в современной школе

Общество хочет видеть современного учителя как педагога - эрудированного интеллектуала, человека с чувством юмора, находчивого, гордого (а не болезненно обидчивого и амбициозного), способного к рефлексии, серьезному научному анализу своих изобретений, а не ждущего слащавых, комплиментарных отзывов о своей работе.

 

Представляю новую современную технологию открытого урока в школе. Сразу оговорюсь, что изначально, априори отвергаются любые упреки в чрезмерных требованиях к квалификации учителя. Всем, кто сочтет предлагаемую технологию завышенной по отношению к своим возможностям, я отвечаю: необходимо понять, что общество уже несколько лет живет в другом столетии и тысячелетии и нельзя развиваться, ничего не меняя в себе; массовая школа по не зависящим (и зависящим) от нее причинам отстает от развития общества, а должна бы опережать, так как большинство нынешних учащихся вступит в самостоятельную жизнь не сегодня, а через несколько лет.

Характеристика учебных и воспитательных возможностей детей

Это абсолютно необходимый элемент технологии, необходимая информация, которую учитель сообщает гостям до проведения открытого урока. Я не привожу здесь параметры обученности, обучаемости учебных и воспитательных возможностей, поскольку они не новы, не нами придуманы и уже давно описаны в учебниках педагогики и педагогической психологии, в книгах по дидактике, психологии обучения, в любой литературе по диагностике личности школьника.

 

Необходимо понять, что если эта информация перед проведением открытого урока отсутствует, то все разговоры директора, его заместителей, учителей о личностно ориентированном образовании в нашей гимназии, дифференциации и индивидуализации обучения, о диагностике личности ребенка в школе и т. п. являются ложью.

Учитель о проекте предстоящего открытого урока

В этой части работы хочется высказать учителю пожелание. Намеренно приводится данная технология в виде алгоритма элементов, шагов для отчетливого представления ее составных частей. Но технология целостна и не предполагает обязательно строгой последовательности шагов. Тут возможны такие варианты: учитель сначала дает характеристику класса, где будет проводиться открытый урок, потом рассказывает о проекте предстоящего урока и затем связывает эти части, пояснив, где и как он учитывал те или иные особенности групп детей при конструировании проекта. Учитель в процессе изложения проекта поясняет, какие особенности обученности, обучаемости и т. д. он учитывал.

 

Очевидно, что можно применить и оба варианта одновременно.

 

Форма рассказа о проекте открытого урока, а также его структура и содержание достаточно вариативны и определяются самим учителем и зависят от его видения. Учитель, как правило, говорит о месте урока в теме, разделе, курсе; называет ценностные основы, цели; характеризует выбранное содержание учебного материала, методы, формы, обосновывая свой выбор; информирует гостей о структуре урока, расходе времени на различных его этапах; обращает внимание на собственные изобретения, раскрывает их сущность, рассказывает, в чем их новизна; информирует и обосновывает отобранные средства обучения; знакомит гостей с запасными методическими вариантами; прогнозирует возможные учебные действия, реакцию различных групп учащихся, возможные результаты и т. д. и т. п.

 

Разумеется, наибольшую ценность представляют новшества, разработанные учителем (если их нет, то трудно понять, зачем пригласили людей, среди которых наверняка есть опытные, высококвалифицированные специалисты). Не меньшую ценность представляет и информация, позволяющая судить об обоснованности любого выбора тех или иных действий учителя. Без этого невозможно понять, почему учитель предполагает действовать именно так, а не иначе.

Обоснование проекта открытого урока

Здесь прежде всего раскрываются те научные источники, которые лежат в основе проекта. К обоснованию проекта относятся и результаты диагностики личности учащихся класса. Было бы весьма желательно, чтобы учитель, насколько это возможно, раскрыл свою творческую лабораторию, то есть рассказал, как создавалась разработанная им методика.

 

Учитель обязан четко назвать гостям и вид творческой деятельности, в результате которой была проведена разработка:

модификационное творчество (продукт, который имеет аналог или прототип);

комбинаторное творчество (продукт получен в результате анализа, расчленения целого на части и комбинации их по-новому);

новаторское творчество (продукт является принципиально новым и не имеет аналогов и прототипов).

 

Вызывают также интерес внутренние механизмы творчества: что возникло интуитивно, что эмпирическим путем, что на основе здравого смысла, что в результате осмысленного и методически обеспеченного эксперимента.

По окончании урока - самоанализ: что удалось, что нет и почему; как использовались запасные методические ходы.

Коллеги, компетентность которых значительно возросла благодаря проведенной предварительной работе, высказывают свое мнение; дают рекомендации по дальнейшему развитию опыта.

Реально проведенный урок может оказаться как лучше, так и хуже своего проекта, может быть проведен и по совершенно новому, экспромтом возникшему варианту. Во всех этих случаях анализ обогащает и автора урока, и его коллег. 

Порядок анализа (самоанализа) открытого урока

Педагогические явления

Показатель оценки

1

Методическая цель и инновации

Суть инновации и ее роль в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Роль инновации в выполнении задач обучения предмету. Взаимосвязь с традиционной методикой. Достижение методической цели открытого урока. Факторы, препятствующие полному достижению методической цели

2

Методическая цель и содержание урока

Соответствие содержания темы методической цели (реализации инновации). Изменения содержания тем (структурные изменения, включение дополнительного материала и т.п.). Соответствие изменений методической цели

3

Методическая цель и структура урока

Педагогическая целесообразность выбора структуры урока. Соответствие выбранной структуры урока методической цели. Вариативность структуры урока, позволяющей достичь методическую цель

4

Методическая цель и методические приемы, методы обучения

Выбор методов и методических приемов, соответствующих методической цели. Функциональные изменения традиционных методов и приемов обучения. Методически целесообразное сочетание методов и методических приемов

5

Инновации и формы организации учебного процесса

Методически целесообразный выбор форм организации учебного процесса. Соответствие форм организации учебного процесса содержанию инновации. Индивидуальные и коллективные формы организации учебного процесса, их соответствие сути инновации

6

Инновация и учебно-познавательная деятельность учащихся

Особенности учебно-познавательной деятельности учащихся при применении инновации. Роль инновации в активизации познавательной деятельности учащихся. Уровень познавательной самостоятельности учащихся. Развитие творческих способностей учащихся. Активность учащихся на открытом уроке

7

Негативные последствия применения инновации

Возможные негативные последствия применения инновации. Условия, при которых проявляются негативные последствия применения инновации

8

Вариативность применения инновации на уроках

Варианты применения инновации на уроке. Методическая целесообразность выбранного варианта применения инновации

9

Перспективы применения инновации в образовательной практике

Границы применения инновации. Тиражируемость инновации. Применимость в обучении другим предметам Применимость в школах другого типа Применимость в обучении других возрастных групп учащихся

10

Перспективы развития инновации

Целесообразность внедрения инновации в образовательную практику. Направления развития инновации (теоретические исследования, создание технологии, учебно-методических комплексов) и т. д.

11

Инновации и методическая работа

Методическая работа по внедрению инновации. Формы организации методической работы при внедрении инновации. Формы и методы подготовки педагогов к внедрению инноваций

С.А. Филюшина

 

Проект решения педагогического совета:

1. Провести  анализ  пробного  педсовета  в  дистанционном  формате на следующем  педагогическом  совете, оценив  его  инновационность, актуальность,  действенность.

 

Срок: январь 2012., отв.  зам. директора  по  УВР   С.А. Филюшина

 

2. На  заседаниях  предметных лабораторий осуществить  глубокий  и детальный  анализ  предложенного  материала.

 

Срок: декабрь 2011., отв.  зав. предметными  лабораториями

 

3. Принять  к  сведению  рекомендации  по  организации  открытого  урока и  использовать  их в  своей  деятельности.

Уважаемые педагоги гимназии. Оставьте, пожалуйста своё мнение о данной статье в разделе "Комментарии". Он расположен ниже.

 

Оставить комментарий

Комментарии: 28
  • #1

    Филатова Надежда Александровна (Пятница, 18 Ноябрь 2011 12:21)

    Прекрасный материал педсовета. Жаль, что нет раздела "Особенности проведения открытых уроков именно по информатике". Предлагаю обновить и дополнить содержание. Может у кого-либо есть наработки в этом вопросе. Присылайте, опубликуем.

  • #2

    Кулагина Елена Андреевна (Среда, 23 Ноябрь 2011 06:25)

    Отличный материал. Все понятно,логично.Спасибо за необходимую информацию.

  • #3

    Сулейманова Раида Фанисовна (Среда, 23 Ноябрь 2011 06:33)

    Хорошо подобранный материал. Ясно и четко продеманстрированны все этапы урока.

  • #4

    Склярова Наталья Анатальевна (Среда, 23 Ноябрь 2011 06:37)

    Объёмный структурированный материал.Принимаю к сведению и для практической работы.

  • #5

    Екатерина Чублукова (Среда, 23 Ноябрь 2011 13:40)

    Отличный материал.Полезную информацию для себя получила по интернет-урокам. Спасибо.

  • #6

    Гурская Елена Алексеевна (среда, 23 ноября, 2011 ) (Среда, 23 Ноябрь 2011 14:07)

    Материал нужный и очень полезный. Думаю, что буду не раз к нему обращаться и использовать его, ведь учителю нужно учиться всегда, если хочешь научить других. Материал дает ответы на многие вопросы учителя, заставляет думать и искать. Большое спасибо.

  • #7

    Баева Наталия Владимировна (Четверг, 24 Ноябрь 2011 19:34)

    Замечательный педсовет!!! Тема актуальная. Полезный материал для использования. Спасибо)

  • #8

    Федько Ирина Васильевна (Пятница, 25 Ноябрь 2011 08:10)

    Нужный, полезный материал для совершенствования уроков для любого учителя.

  • #9

    Спиридонова Алла Николаевна (Суббота, 26 Ноябрь 2011 22:20)

    Материал имеет практическую значимость для любого педагога. Некоторые моменты применимы не только к технологии проведения именно открытого урока, но и обычного урока.Я думаю, открытый урок можно считать состоявшимся, если у детей на протяжении всего урока горели глаза, они напрочь забыли о гостях, потому что их захватила тема, желание открыть что-то новое, решить проблему или разгадывать её уже после урока, а коллеги захотели бы вернуться в детство и оказаться на месте этих детей.

  • #10

    Казакова Н.А. (Понедельник, 28 Ноябрь 2011)

    Прекрасно подготовленный материал. Особенно понравился алгоритм подготовки, проведения и анализа открытых уроков в современной школе. Данный материал обязательно следует обсудить на заседании лаборатории иностранных языков.

  • #11

    Полозова И.В. (Понедельник, 28 Ноябрь 2011 16:46)

    Очень полезный и нужный материал.Понравились рекомендации по организации открытого урока.Узнала о числе посетителей на уроке ( обычно их более 10 человек)Буду стараться придерживаться новым рекомендациям.Спасибо.

  • #12

    Бударенкова Т. А. (Понедельник, 28 Ноябрь 2011 17:33)

    Материал нужный и необходимый каждому учителю. Можно использовать при подготовке и проведении открытых уроков и классных часов.

  • #13

    Котова Т.А. (Понедельник, 28 Ноябрь 2011 18:35)

    Тема педсовета заинтересовала. Теперь четко представляю структуру открытого урока. Обязательно использую на практике. Спасибо!

  • #14

    Подлипнова Е. В. (Вторник, 29 Ноябрь 2011 08:12)

    Спасибо!Очень нужный материал.

  • #15

    Шульпина И.С. (Среда, 30 Ноябрь 2011 10:03)

    Очень понравился формат проведения педагогического совета и представленный материал. Предоставляется возможность педагогу в свободном режиме поработать с материалом, который актуален и современен.

  • #16

    Чегодаева С.Д. (Среда, 30 Ноябрь 2011 10:05)

    Материал открытых уроков, предоставленный на сайте, способен оказать существенную методическую помощь в подготовке к занятиям.

  • #17

    Лупашина Г.В. (Среда, 30 Ноябрь 2011)

    Несомненно, что тема педсовета актуальна, а форма проведения дает возможность высказать свое мнение.Большое спасибо.

  • #18

    Андропова Л.А. (Среда, 30 Ноябрь 2011 17:04)

    Спасибо. Присоединяюсь к выше изложенному и буду использовать материал в своей практике.

  • #19

    Гербик О.В. (Четверг, 01 Декабрь 2011 19:26)

    Большое спасибо за хороший отобранный материал!

  • #20

    Пекшева Н.А. (Пятница, 02 Декабрь 2011 17:05)

    Интересна форма проведения педсовета и подготовленный материал
    Думаю, стоит попробовать еще и даже подключить обсуждение,
    чтобы можно было высказаться любому по заинтересованной теме

  • #21

    сухарова Н.А. (Воскресенье, 04 Декабрь 2011 17:25)

    Спасибо за подобранный материал. Постараюсь использовать советы при подготовке к урокам.

  • #22

    Кочергина Л.Д. (Четверг, 08 Декабрь 2011 15:27)

    очень ценный материал.Спасибо! Постараюсь придерживаться советам при подготовке к урокам

  • #23

    Малютина С.В. (Вторник, 13 Декабрь 2011 20:01)

    Интересный материал! Буду использовать его в своей работе.

  • #24

    Феклина И.А. (Вторник, 13 Декабрь 2011 20:06)

    Проведение педсовета в такой форме заинтересовывает. Не плохо было бы ещё форумы проводить, чтобы обсуждение тем проходило в он-лайне.

  • #25

    Петрунина Г.Т. (Вторник, 13 Декабрь 2011 20:33)

    Согласна со всем вышесказанным. Может действительно стоит проводить педсоветы в Интернете?

  • #26

    Буравова Е.Ю. (Воскресенье, 18 Декабрь 2011 14:11)

    Тема педсовета интересная. Информация пригодилась для подготовки к открытому уроку. Спасибо!

  • #27

    ВАГНЕР И.В. (Воскресенье, 18 Декабрь 2011 19:35)

    Очень нужная статья.Постараюсь что-то взять для себя. Понравилось высказывание об изучении опыта педагога по видеозаписи урока.

  • #28

    biology69 (Вторник, 28 Май 2013 14:30)

    Интересный материал