МУЗЕИ САМАРЫ

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ

История коллекции художественного музея начинается с 1897 года, когда после 6-ой ежегодной выставки самарских художников было решено создать художественный отдел в Публичном музее. Инициативная группа во главе с К.Головкиным направила письма известным русским художникам с просьбой прислать свои работы в дар музею.

 

Сегодня фонды музея насчитывают более 12 тыс. экспонатов. Имеется небольшая, но ценная коллекция иконописи и медного литья XVII-XX вв.
С 1938 года музей располагается во Дворце культуры им.В.Куйбышева, а с 1989 года – в здании бывшего Волжско-Камского коммерческого банка.

Здание Самарского областного художественного музея
Здание Самарского областного художественного музея

Самарский художественный музей относится к числу крупнейших в Поволжье. Его коллекция была основана в 1897 году группой самарских художников во главе с К.П.Головкиным.


Музей поддерживает тесные связи с музеями страны, отечественными и зарубежными коллекционерами, проводит выставки русских и зарубежных художников.

 

Большим успехом пользовались в Самаре совместные проекты музея с Третьяковской галерей, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Историческим музеем, Музеем истории Москвы, Музеем Энди Уорхола (г. Питтсбург, США) и др.

Мемориальная доска А. Басс на Самарском областном художественном музее
Мемориальная доска А. Басс на Самарском областном художественном музее
Памятная доска на Самарском областном художественном музее
Памятная доска на Самарском областном художественном музее

ОТДЕЛЫ МУЗЕЯ

  • Отдел русского и зарубежного искусства
  • Отдел современного искусства
  • Отдел "Художественная культура старой Самары " Сектор "Музей-мастерская В.З.Пурыгина"
  • Сектор "Музей-квартира художников Васильевых"
  • Музейно-образовательный центр
  • Экскурсионно-просветительский отдел
  • Отдел учета и хранения
  • Библиотека
  • Филиал "Музейно-туристический комплекс в селе Ширяево" 

 

НАИБОЛЕЕ ЦЕННЫЕ (УНИКАЛЬНЫЕ) КОЛЛЕКЦИИ

Экспонаты музея
Экспонаты музея

ЗАЛ РУССКОГО ИСКУССТВА

 

Наиболее полно в музее представлены произведения русского искусства XVIII-начала ХХ вв.

 

В экспозиции в наличии картины великих русских художников: И.Айвазовского, В. Сурикова, Ф.Рокотова, Д.Левицкого, К.Брюллова, В.Тропинина, В. Маковского и др.

 

МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ 

«Портрет неизвестной»,  Рокотов Федор Степанович (1730-е-1808)
«Портрет неизвестной», Рокотов Федор Степанович (1730-е-1808)

 

ЭКСПОЗИЦИЯ "РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ"

 

Собрание русской живописи XVIII — XX веков Самарского художественного музея имеет свое неповторимое лицо, являясь плодом кропотливой работы нескольких поколений музейных сотрудников.

 

  • Русская живопись XVIII века.
  • Русская живопись начала XIX века.
  • Русская живопись второй половины XIX – начала XX веков.
«Десант Н.Н.Раевского у Субаши», Айвазовский И. К. (1817-1900)
«Десант Н.Н.Раевского у Субаши», Айвазовский И. К. (1817-1900)
«Слепцы», Ярошенко Н. А. (1846-1898)
«Слепцы», Ярошенко Н. А. (1846-1898)
Икона "Спас", XVI век
Икона "Спас", XVI век

НАИБОЛЕЕ ЦЕННЫЕ (УНИКАЛЬНЫЕ) КОЛЛЕКЦИИ

 

КОЛЛЕКЦИЯ «ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО КОНЦА XVI ВЕКА»

 

Небольшая коллекция древнерусского искусства Самарского художественного музея помимо собственного собрания включает в себя и пять произведений XVI — XVIII веков, которые были переданы в 1958 году из ярославского музея. К сожалению, почти все, что было собрано в двадцатые годы XX века в Самарской губернии энтузиастами Общества археологии, в том числе и старообрядческие памятники из Иргизских монастырей, было уничтожено в середине тридцатых годов.

Кресты
Кресты

 

 

Первые музейные закупки в этот отдел начались только с 1975 года. Из сохранившихся при разделе коллекций в 1937 году 85-ти произведений есть несколько икон, представляющих несомненный интерес.

Икона "Никола с житием", XVI век
Икона "Никола с житием", XVI век
Икона "Богоматерь Неопалимая Купина"
Икона "Богоматерь Неопалимая Купина"

КОЛЛЕКЦИЯ «ИКОНОПИСЬ XVII - XIX ВЕКОВ»


За последние годы в коллекцию было приобретено около десяти икон художников-палешан, которые в конце XIX века были приглашены в Самару для росписи нового кафедрального собора.

 

Иконы художников из известнейшего на Руси центра иконописи — Палеха — отличает обилие сусального золота, прекрасная техника, иконографическая ясность и филигранная отточенность деталей. Узнаваемости их работ в немалой степени способствует и характерный — черный в сочетании с золотом — орнамент в обрамлении "средника".

 

Наиболее выразительной иконой из их наследия в нашем собрании является "Богоматерь Неопалимая Купина" конца XIX — начала XX века.

 

ЗАЛ АВАНГАРДА

 

В музее представлено большое собрание произведений русского авангарда начала ХХ века: работы П.Кончаловского, К.Малевича, Д.Бурлюка, О.Розановой и др.

САМАРСКАЯ ДЕТСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ (ОСОБНЯК ИВАНА КЛОДТА)

Великолепнейший особняк Ивана Клодта - архитектурная изюминка, напоминающая миниатюрный старофранцузский замок из красного кирпича и известняка с высокой остроконечной башенкой со шпилем и пёстрыми шатровыми кровлями, в стиле Генриха IV. Построенный в 1898 году, особняк принадлежал Ивану Андреевичу Клодту.

 

Городская Управа дозволяла строить такие оригинальные особняки в центре города лишь за особые заслуги. Братья Иван и Карл создали электрическую компанию, обеспечивавшую горожан эдисоновскими лампочками, проводами и другими электроприборами. Кроме того, братья снабжали Самару водопроводными трубами и сантехнической утварью. Сейчас в особняке расположилась детская картинная галерея.

В 1898 году, к 50-летию Ивана Те-Клодта, вырос каменный одноэтажный с подвалом и антресолями дом. «Изящный особняк с выглядывающими из-за деревьев остроконечными башенками напоминал своим обликом миниатюрный замок из старинных сказок Шарля Перро. Сейчас уже трудно сказать, то ли заказчику, происходившему из «иноземцев», то ли самому архитектору пришла идея соорудить в глубине России такой типичный уголок «старушки Европы». Фантазия архитектора удивительным образом соединила в особняке черты древнерусского зодчества с обликом миниатюрного средневекового замка», - писала уже в конце ХХ века известная самарская журналистка Валентина Неверова.

Усадебное место занимало 570 кв. саженей: по улице 15 саженей и вглубь 38 саженей. Каменный дом располагался по улице. Он занимал площадь в 80 кв. саженей, с подвалом на 15 кв. саженей и мансардами на 20 кв. саженей. Во дворе имелись каменные надворные постройки: каретник, погребицы, прачечная, конюшня, коровник, курятник, сарай и дровяник, а также ледник. 310 кв. саженей занимал сад в глубине двора.

 

В первые же месяцы советская власть в Самаре начала национализацию крупных предприятий, Торговых Домов, заводов и фабрик. Началась повальная муниципализация недвижимого имущества жителей города. Это коснулось и дома Бориса Ивановича Те-Клодта на Дворянской улице. В 1919 году он был муниципализирован. Дом использовался под разные учреждения и организации, и только в 1991 году полуразрушенный особняк был передан Детской картинной галерее. После долгой реставрации началась новая жизнь особняка. Он стал одним из символов Самары, его архитектурной гордостью.

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ПРИВОЛЖСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА

В музее рассказывается об истории Приволжского военного округа, о Гражданской войне, Великой Отечественной войне и современных военных событиях.

 

Здание построено в 1914 году по проекту самарского архитектора Дмитрия Вернера. Оно является памятником архитектуры. В те времена здание принадлежало Общественному собранию Самары, основанное в 1911 году. Сооружение увенчано своеобразным по форме куполом, который раньше был украшен витражом.

 

Также здесь располагался красноармейский клуб имени Либнехта, в котором работал скульптор Акимов.

Самарский военно-исторический музей Краснознаменного Приволжско-Уральского военного округа (ПУРВО, бывшее ПРИВО) (музей истории войск ПУРВО)
Самарский военно-исторический музей Краснознаменного Приволжско-Уральского военного округа (ПУРВО, бывшее ПРИВО) (музей истории войск ПУРВО)

ДОМ-МУЗЕЙ ВЛАДИМИРА ЛЕНИНА (ДОМ-МУЗЕЙ СЕМЬИ УЛЬЯНОВЫХ)

Дом-музей В.И. Ленина
Дом-музей В.И. Ленина

 

Дом-музей В.И. Ленина в г. Самаре - филиал Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина, исторический памятник федерального значения.

Музей расположен на территории бывшей городской купеческой усадьбы последней четверти ХIХ века, сохранившейся во времени практически без утрат: жилой дом, надворные сооружения (каретный сарай и напогребица), периметр сада.

 

В доме, принадлежавшем самарскому купцу И.А. Рытикову, семья Ульяновых снимала квартиру на втором этаже с мая 1890 по август 1893 гг. В это время Владимир Ульянов самостоятельно подготовился и сдал экзамены экстерном за курс юридического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета, получил диплом юриста и поступил на службу в должности помощника присяжного поверенного в Самарский окружной суд.

 

В самарский период происходит формирование мировоззрения В.И. Ульянова (Ленина), здесь при его активном участии создаётся марксистский кружок, пишутся первые теоретические работы.

Как музей историко-мемориального профиля Дом-музей В.И. Ленина в г. Самаре функционирует с 3 января 1940 года. К 100-летию со дня рождения В.И.Ленина (1970 г.) на втором этаже музея была восстановлена мемориально-бытовая обстановка квартиры Ульяновых, на первом, не мемориальном этаже, была развернута научно-документальная экспозиция, посвященная самарскому периоду жизни В.И. Ленина.

 

Рядом с домом установлен памятный камень. Надпись на котором гласит: «В этом доме с мая 1890 года по август 1893 года жил В. И. Ульянов-Ленин.»

Подробнее http://www.alabin.ru/uliyanov/visitors/ 

 

ЭКСПОЗИЦИИ

ПОСТОЯННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ

 

На втором этаже музея расположена стационарная мемориально-бытовая экспозиция «Квартира семьи Ульяновых в Самаре. 1890–1893 гг.», где на строго исторической основе восстановлена обстановка комнат всех членов семьи Ульяновых: Марии Александровны и Маняши, Марка Тимофеевича Елизарова, Анны Ильиничны Ульяновой-Елизаровой, рабочий кабинет Владимира Ульянова, детская комната Мити Ульянова и Жени Елизарова, столовая-гостиная и кухня. Данная экспозиция воссоздаёт бытовую среду и атмосферу жизни русской интеллигентной семьи среднего достатка последней четверти ХIХ века в характерных для Самары означенного периода деталях.

ВЫСТАВОЧНАЯ ЗОНА

 

На первом, не мемориальном, этаже, в помещении бывшей лавки купца И.А. Рытикова, имеющей стилизованные интерьеры, и двух других залах располагается выставочная зона музея. На этих площадях систематически проводятся временные тематические выставки, как гостевые, так и из собственных фондов музея, адресованные различным категориям посетителей.

 

Основные темы выставок: историческое и природное краеведение, актуализация русских народных традиций, детская игровая и образовательная культура, культура быта и досуга прошлых времён, художественные и фотовыставки, эстетика современного промышленного производства.

ВЫСТАВКИ

 

Весной 2009 года краеведы Самары отмечают 120-летнюю годовщину приезда в Самару семьи Ульяновых. В рамках проекта 22 апреля в Доме-музее В.И.Ленина прошел ряд мероприятий, посвященных этой дате.

 

В 9 утра состоялось открытие фотовыставки «Ленинские места Самары сегодня», подготовленной воспитанниками фотошколы известного самарского фотографа Бориса Агузарова. Молодые фотографы Самары запечатлели дома, связанные с пребыванием семьи Ульяновых, обратив внимание зрителя на место мемориальных памятников в современном городском пространстве.

Афанасьева Екатерина «Александровская публичная библиотека»
Афанасьева Екатерина «Александровская публичная библиотека»
Афанасьева Екатерина «Вторая квартира Ульяновых в Самаре (фрагмент) на Пионерской, 6»
Афанасьева Екатерина «Вторая квартира Ульяновых в Самаре (фрагмент) на Пионерской, 6»
Афанасьева Екатерина «Дом Профсоюзов, фрагмент фасада»
Афанасьева Екатерина «Дом Профсоюзов, фрагмент фасада»
Афанасьева Екатерина «Мужская гимназия, в которой учился Д.И.Ульянов»
Афанасьева Екатерина «Мужская гимназия, в которой учился Д.И.Ульянов»
Афанасьева Екатерина «Квартира И.М.Красноперова, ул.Галактионова, 39»
Афанасьева Екатерина «Квартира И.М.Красноперова, ул.Галактионова, 39»
Афанасьева Екатерина «Коммерческий клуб, в котором выступал В.И.Ульянов»
Афанасьева Екатерина «Коммерческий клуб, в котором выступал В.И.Ульянов»

ОБЛАСТНОЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИМ. П. В. АЛАБИНА

16 сентября 2004 года исполнилось 180 лет со дня рождения П.В. Алабина  (1824 - 1896 гг.), самарского городского головы, Почетного гражданина городов Вятки, Самары и Софии. Внес значительный вклад в развитие культуры и городского хозяйства г. Самары.

«Публичный музей, правильно устроенный и доступный публике, признается одним из лучших способов проведения полезных и необходимых сведений в народные массы

 

П.В. Алабин. Основатель Самарского

публичного музея. 1886 год.

НАИБОЛЕЕ ЦЕННЫЕ

(УНИКАЛЬНЫЕ) КОЛЛЕКЦИИ

  • Археологическая коллекция
  • Нумизматическая коллекция
  • Этнографическая коллекция
  • Изделия прикладного искусства
  • Коллекция оружия
  • Коллекция икон и культовых вещей
  • Живопись, графика, скульптура
  • Коллекция книг
  • Плакаты, листовки и лозунги
  • Коллекция почтовых открыток
  • Фотографии и негативы по истории края
  • Коллекция документов по истории края
  • Палеонтологическая коллекция
  • Геолого-минералогическая коллекция
  • Зоологическая коллекция
  • Ботаническая коллекция
  • Коллекция ваз

КОЛЛЕКЦИЯ «ФОТОГРАФИИ И НЕГАТИВЫ ПО ИСТОРИИ КРАЯ»

 

Коллекция систематизирована по следующим темам:

 

  • Старая Самара;
  • П.В.Алабин и его семья;
  • Самарские купцы и промышленники (Аннаев, Курлин, Челышев, Шихобалов и др.);
  • Первая Мировая война;
  • Типажи;
  • Революция 1905 г. в Самаре;
  • К.П.Головкин;
  • Макаронная фабрика;
  • Тимашевский сахарный завод;
  • Жигулевский пивоваренный завод;
  • Учебные заведения и учителя;
  • Революционеры;
  • Церкви.

 

ФРАГМЕНТЫ КОЛЛЕКЦИИ

«ФОТОГРАФИИ И НЕГАТИВЫ ПО ИСТОРИИ КРАЯ - СТАРАЯ САМАРА»

Открытка «Самара, Дворянская улица», 1915 г.
Открытка «Самара, Дворянская улица», 1915 г.
Открытка «Самара, Казанская улица», 1906 г.
Открытка «Самара, Казанская улица», 1906 г.
Открытка «Самара, Казанская улица»
Открытка «Самара, Казанская улица»
Открытка «Волга. Казенная пристань», 1900-1917 гг.
Открытка «Волга. Казенная пристань», 1900-1917 гг.

ФРАГМЕНТЫ КОЛЛЕКЦИИ

«ФОТОГРАФИИ И НЕГАТИВЫ ПО ИСТОРИИ КРАЯ - П.В.АЛАБИН И ЕГО СЕМЬЯ»

П.В.Алабин
П.В.Алабин
В.В.Алабина
В.В.Алабина
Василий, старший сын П.В.Алабина
Василий, старший сын П.В.Алабина
Иван, средний сын П.В.Алабина
Иван, средний сын П.В.Алабина
Власова К. «Белорусский вокзал», холст, масло. 2009 г.
Власова К. «Белорусский вокзал», холст, масло. 2009 г.

КОЛЛЕКЦИЯ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»

 

«Образы Москвы в творчестве московских художников» - открытие передвижной художественной выставки в СОИКМ им.П.В.Алабина.

 

Идея художественной выставки возникла не спонтанно. Авторы поставили перед собой цель - познакомить волжского зрителя с творчеством московских художников, для которых главной темой творчества является Москва, её образы в архитектурном пейзаже, портрете, городских интерьерах и натюрмортах.

Грошев П. «Солнечный день», холст, масло. 2006 г.
Грошев П. «Солнечный день», холст, масло. 2006 г.

В своих картинах художники постарались показать столицу в разнообразном художественном прочтении, в его эволюции. Показать средствами живописи живой, динамичный город, и, в то же время, - его камерную, интимную повседневную жизнь. Насколько это удалось - судить зрителю. Своеобразным девизом выставки могут быть слова, под которыми подпишется каждый из участников: «художники Москвы с любовью к России».

Пархоменко Л. «Царицыно. Пруд», 1999 г.
Пархоменко Л. «Царицыно. Пруд», 1999 г.

«Мы понимаем, в какое сложное время сейчас живем. Традиции передвижничества, возникшие в последней трети XIX - начале XX веков, актуальны и сейчас. Время, когда прекратилась комплектация музейных коллекций по всей стране, и творчество большинства художников оказалось не востребованным, как ни парадоксально, способствовало появлению нашей передвижной выставки. Эта выставка - наш подарок жителям Волги».

Петрова Н. «Московская улица», холст, масло. 1988 г.
Петрова Н. «Московская улица», холст, масло. 1988 г.

 

 

На открытии выставки присутствовали представители Московского отделения союза художников России.

НУМИЗМАТИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

 

Нумизматическая коллекция (около 16 000 ед. хр.) состоит из коллекции монет, бумажных денег, знаков, наград. В фондах СОИКМ представлены монеты Золотой Орды 1266-1347 гг.; восточных и европейских средневековых государств; иностранные монеты XVIII, XIX, XX вв.; русские монеты, начиная с периода русского централизованного государства, с Петра I до Николая II; отдельные монеты периода феодальной раздробленности; монеты РСФСР и СССР с 1921 г. до настоящего времени. Особенно интересны займы Самары 1885-1896 гг.

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

 

В настоящее время музей имеет более 2 тысяч предметов этнографического характера. Это национальная одежда народов Поволжья: русская, мордовская, чувашская, украинская, татарская, башкирская. Лучше всего представлена одежда мордвы и чувашей (около 300 ед. хр.). В фондах представлены этнографические украшения, домашняя утварь, обрядовые вещи, орудия труда, средства передвижения, музыкальные инструменты к.XIX-н.XX вв.

 

Кроме того, в эту коллекцию входят: а) мебель (около 100 ед. хр.) к.XIX- н.XX в.; б) посуда фарфоровых заводов Кузнецова, Гарднера и их филиалов; в) часы настенные, карманные, настольные; будильники карманные, напольные, наручные (около 50 ед. хр.); г) самовары (около 70 ед. хр.) тульских фабрик Баташева, братьев Шемариных, братьев Воронцовых, Тейле, братьев Лебедевых (Москва) и др.

 

  • Коллекция самоваров, других нагревательных приборов, сопутствующих предметов
  • Коллекция колокольчиков
  • Коллекция головных уборов
  • Коллекция спичек
Самовар, Тула, конец XIX - начало XX вв.
Самовар, Тула, конец XIX - начало XX вв.

КОЛЛЕКЦИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ

НАГРЕВАТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ

И СОПУТСТВУЮЩИХ ПРЕДМЕТОВ

 

Коллекция металлических нагревательных приборов насчитывает 96 предметов и включает в себя

  • 67 самоваров,
  • 2 бульотки,
  • 3 чайника,
  • 5 кофейников

 

и 19 сопутствующих предметов:

Самова, конец XIX - начало XX в.
Самова, конец XIX - начало XX в.
  • 11 подносов для самовара,
  • 2 самоварные трубы,
  • 2 чаши под самовар,
  • 4 кофемолки.

 

Основную часть собрания составляют самовары, изготовленные в конце XIX - начале XX веков.

 

Самовары различаются по форме («банка», «рюмка», «шар», «ваза», «груша») и по материалу, из которого они изготовлены (медь, латунь, белый металл, медь с гальваническим серебряным покрытием и никелировкой и т.д.).

Кофемолка ручная.  Начало XX в.
Кофемолка ручная. Начало XX в.

История самовара насчитывает почти три столетия. Сейчас трудно сказать, когда был создан первый самовар, но его появление связано с реформами, которые произошли в петровскую эпоху и внесли изменения в быт русского народа.

 

Кофеварка спиртовая. Начало XX в.
Колокольчик поддужный  г.Валдай. Конец XIX в.
Колокольчик поддужный г.Валдай. Конец XIX в.

КОЛЛЕКЦИЯ КОЛОКОЛЬЧИКОВ

 

Древнейшие предки колокола - бубенец и колокольчик были обнаружены учеными в быту многих народов: египтян, евреев, этрусков, скифов, римлян, греков, китайцев.

 

Одним из древнейших типов колоколов являются пастушьи колокольчики. С древности, их делали не литыми, а кованными из железа. Во многих странах мира именно кованое железо считалось способным противостоять любой магии.

Колокольчик поддужный  Нижегородская губ., с.Пурех, конец XIX - начало XX в.
Колокольчик поддужный Нижегородская губ., с.Пурех, конец XIX - начало XX в.

На Руси такие колокольчики назывались боталами или клепалами, так как изделие склепывали (сшивали) по бокам заклепками. В конце XIX - начале XX веков появляются литые ботала, чуть сплюснутые, конической формы, однако они не получили большого распространения. У ботала глухой, неяркий голос, и сделано это сознательно.

 

Замечено, что волки, медведи и прочие звери, способные причинить вред скоту, боятся глухого, неприятного звука ботала и не реагируют на звонкие, мелодичные голоса сувенирных колокольчиков. Кроме того, пастуший колокольчик исполняет и сигнальную функцию, помогая найти заблудившееся животное.

КОЛЛЕКЦИЯ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ

Сорока.  Самарская обл.,  с. Шентала,   конец XIX - начало XX вв.
Сорока. Самарская обл., с. Шентала, конец XIX - начало XX вв.
Тухья.  Конец XIX - начало XX вв.
Тухья. Конец XIX - начало XX вв.
Калфак,тюбетейка мужская
Калфак,тюбетейка мужская

КОЛЛЕКЦИЯ СПИЧЕК

 

Спички, как и любой предмет, имеют свою историю. Первые спички очень отличались от современных и пользовались ими по-другому. Они представляли собой длинные лучинки с белой головкой, в состав которой входило два вещества: сахар и бертолетова соль. Чтобы зажечь спичку, ее опускал в склянку с серной кислотой. Головка спички начинала шипеть и вспыхивала фиолетовым пламенем, издавая резкий неприятный запах. Но это химическое соединение легко взрывалось даже от незначительного толчка. И химики стремились усовершенствовать свое изобретение. Так, в начале 30-х гг. XIX в. для получения огня стали использовать белый фосфор. Этим спичкам уже не требовалась склянка с серной кислотой. Они зажигались трением о шероховатую поверхность.

Булава.  Иран. XIХ в.
Булава. Иран. XIХ в.

КОЛЛЕКЦИЯ ОРУЖИЯ

 

В фондах музея представлены памятники оружейного искусства России, Ирана, Кавказа, Турции, Нидерландов, Польши, Бельгии, Югославии, США, Великобритании, Испании, Японии, Франции, Венгрии, Германии, Индии, Канады, Австрии, Румынии, Италии, Китая, а также других стран Западной и Центральной Европы, Северной Африки и Азии.

Кольчуга.  Россия. XVII в.
Кольчуга. Россия. XVII в.

 

 

 

В собрании отражены все основные типы и системы холодного, метательного и огнестрельного оружия, представлены шедевры национальных оружейных школ XVI-XX вв.

 

 

 

 

Особенно интересны:

Шпага.  Германия. XVII в.
Шпага. Германия. XVII в.
  • русское холодное оружие XVIII-XX вв.;

  • гусарские сабли к.XVIII- н.XIX вв.;
  • штатное оружие XIX-н.XX вв.;
  • отдельные высокохудожественные образцы всемирно известных оружейных центров - Тулы и Златоуста;

  • огнестрельное оружие к.XVIII-XX вв., отражающее основные тенденции развития русской национальной оружейной школы;
  • кавказское холодное оружие XIX- н.XX вв.;

    иранское холодное оружие XVII-XIX вв.;

Сабля.  Сев. Индия. XIХ в.
Сабля. Сев. Индия. XIХ в.
  • холодное оружие из Турции XVIII- н.XX вв.;

  • комплекс оружия (холодное и огнестрельное) периода I Мировой войны производства заводов Тулы, Ижевска, фирмы Маузера, Манлихера и Лебеля;
  • комплекс оружия II Мировой войны.

АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

 

Самарский областной историко-краеведческий музей им.П.В. Алабина — один из старейших музеев России. Музей образован в ноябре 1886 г., тогда же начали формироваться и его археологические фонды. Основу археологической коллекции заложил Петр Владимирович Алабин — основатель Самарского публичного музея. Сейчас в фондах музея хранится более 300 археологических коллекций, включающих в себя около 40 000 предметов. В собрании имеются уникальные предметы, происходящие с территории современных Оренбургской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областей, а также Татарстана и Марийской республики.

Наибольший интерес представляют работы, выполненные в технике филейно-гипюрной вышивки, называемой еще самарским кружевом, лаковые миниатюры, каслинское литье, декоративные тарелки, подсвечники, подставка для часов, вазочки к.XIX-н.XX вв., плетеные шкатулки из соломы, шкатулки деревянные с инкрустацией, глиняные свистульки, предметы из бересты и фанеры, изделия из дерева и др.

КОЛЛЕКЦИЯ ГЛИНЯНЫХ ИГРУШЕК

 

 

ГЕОЛОГО-МИНЕРАЛОГИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

 

Геолого-минералогическая коллекция представлена минералами и горными породами Самарской области.

 

 

КОЛЛЕКЦИЯ ВАЗ

 

Выполненные из фаянса, фарфора, стекла мастерами России, европейских стран и Китая в XIX – начале XX вв., вазы отражают моду и вкусы того времени.

ЗООЛОГИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

 

Зоологическая коллекция была заложена в конце XIX — начале XX вв.

 

Она состоит в основном из чучел, тушек животных, а также влажных и сухих препаратов и остеологического материала.

 

Среди предметов зоологической коллекции имеются чучела млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу: перевязки, выхухоли, сурка байбака, аиста черного, дрофы, беркута, осоеда, журавля красавки, беркута, орлана белохвоста и других животных. В фондах музея хранятся три чучела медведя, одно из которых сделано в конце XIX века.

 

 

Среди зоологической коллекции особо можно выделить энтомологическую коллекцию, которая представлена не только местным материалом, но и насекомыми, обитающими в других странах.

ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

 

Палеонтологическая коллекция Самарского историко-краеведческого музея им. П.В.Алабина начинает свою историю с момента создания музея. Начало сбора предметов для Самарского городского музея было положено в 1881 году П.В.Алабиным, который, формируя музей до 1896 г., отдавал ему все свободное время.

 

Коллекция состоит из окаменелостей, костей вымерших животных, отпечатков в породах, слепков.

 

Вся коллекция делится по периодам геохронологической таблицы.

«УНИКАЛЬНАЯ КУКЛА БАРБИ» - ВЫСТАВКА КОЛЛЕКЦИОННЫХ КУКОЛ 

 

Среди экспонатов - более ста эксклюзивных кукол, собранных в течении 10 лет. Каждая кукла, представленная на выставке, - настоящее произведение искусства.

Ежегодно в ограниченном количестве выпускаются новые модели кукол. Они представляют тематические серии, например, «Божества континентов», «Очаровательные сезоны», «Драгоценные камни», «Императрицы», «Принцессы мира», «Куклы-знаменитости» и многое другое. Самые изумительные по красоте и исполнению куклы выставлены в залах музея.

На выставке посетители смогут увидеть самые яркие образы кукол, которые не перестают очаровывать и радовать зрителя своей красотой и великолепием. Посетителям предоставляется прекрасная возможность сфотографироваться на память в одном из костюмов Барби.

 

Создание авторских кукол, их коллекционирование - непременный атрибут современной моды, нового стиля жизни, где причудливо сочетаются тяга к дорогим безделушкам, проблема инвестирования денег в дорогие куклы, и непременные воспоминания детства, тоска по эстетическим идеалам прошлого, философские размышления на вечную тему о бренности марионеточного существования, управляемого единосущным Творцом. В нашей стране первая коллекционная кукла Барби вышла в 1986 г. А 9 марта 2009 года Барби отметила свой юбилей - ей исполнилось 50 лет!

ОСОБНЯК А. П. КУРЛИНОЙ

Особняк купца 1 гильдии А. Г. Курлина и его жены А. П. Курлиной построен в 1903 г. Он стал одной из первых построек Самары в стиле модерн.

 

Красоту объемного построения особняка обогащает его декоративное убранство. Зеленко широко использует в декоре новый отделочный материал — цветную изразцовую плитку. В оформление фасада вводится и лепной орнамент: женская головка на фронтоне и растение с длинными текучими стеблями над угловым окном. Различные очертания оконных проемов (27 типов), ажурные решетки ограды и ворота в виде бабочки, рисунок парадной двери — «омега» — также вносят разнообразие во внешний облик постройки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В организации внутреннего пространства воплощена характерная для модерна центричная планировка. Вокруг холла группируются все комнаты первого парадного этажа: гостиная, столовая, буфетная, кабинет, будуар и малая гостиная. Помещения второго этажа имеют подобную планировку, но меньше по размерам. Всего в доме 22 комнаты.

ДОМ-МУЗЕЙ М.В. ФРУНЗЕ

Дом-музей М.В.Фрунзе в Самаре работает с 23 февраля 1934 года. Здание музея построено в 1891 году и является памятником жилого зодчества. Здание музея является архитектурным памятником. Это - небольшой красно-кирпичный дом. Он вошёл в историю гражданской войны Самарского края как квартира командующего Южной группой войск Восточного фронта М.В.Фрунзе. Вместе с женой Софьей Андреевной он жил здесь с января 1919 года по январь 1920 года.

До 1974 года музей находился в подчинении Дома офицеров штаба ПРИВО. В настоящее время это филиал историко-краеведческого музея имени П.В.Алабина.

23 февраля 2004 года в канун 70-летия музея открылась новая, третья по счету экспозиция, в которой представлены новые материалы, скрытые ранее под грифом секретности.

 

Экспозиция рассказывает о неизвестных страницах Гражданской войны 1918–1920 годов, противостоянии на Восточном фронте армий М.В.Фрунзе и А.В.Колчака, о «красных», «белых» и «зеленых», об антисоветском восстании в тылу Восточного фронта — «чапанной войне», о дезертирстве в Красной и Белой армиях и многих других страницах нашей истории.

БУНКЕР СТАЛИНА

Здание бывшего ОБКОМ-а КПСС. Сегодня  здесь располагается Самарская Государственная Академия Культуры и Искусств
Здание бывшего ОБКОМ-а КПСС. Сегодня здесь располагается Самарская Государственная Академия Культуры и Искусств

Объект расположен под зданием современной Академии культуры и искусства, в котором ранее располагался Куйбышевский обком. Справа от парадной лестницы в холле обкома партии находилась неприметная дверь, возле которой круглосуточно дежурил сотрудник НКВД. Сразу за ней железная створка, за которой и находился один из главных секретов того времени.

 

За дверью находится верхняя площадка, с которой начинается спуск в бункер как на лифте, так и по пристенной лестнице. Далее вниз ведет 14-метровая шахта, соединяющуюся с длинным поперечным коридором-этажом, где сосредоточены агрегаты жизнеобеспечения и вспомогательные механизмы бункера. В случае необходимости этот верхний этаж перекрывается массивными стальными гермодверями, способными выдержать нагрузку до 10 тонн на квадратный метр.

Неприметный вход в бункер во дворе СГАКИ
Неприметный вход в бункер во дворе СГАКИ

Посреди коридора, ведущего к запасному выходу, расположен вход в главную часть бункера – вертикальный ствол-убежище, уходящий в глубь земли еще на 23 метра. Он – точная копия метрополитеновского тоннеля, прорытого отвесно.

 

После 192-й ступеньки начинается самый глубокий – первый этаж (счет этажей идет снизу вверх), пол которого выложен голубой плиткой.

 

Строился бункер сверхскоростными темпами. В октябре 1941 года из Москвы прибыл поезд с метростроевцами и необходимым оборудованием. К тому времени во дворе Куйбышевского обкома ВКП(б) уже были вырыты две глубокие шахты. Их нужно было укрепить железобетонными тюбингами, оборудовать зал заседаний и служебные помещения.

 

В строительстве принимало участие 2900 рабочих и около 800 инженерно-технических работников. Со всех была взята подписка о неразглашении государственной тайны, не имеющая срока давности. Поэтому даже живущие рядом жители города не догадывались, что происходит за высоким забором стройки. Грунт вывозился машинами ночью. Строители практически не покидали объект, питались в построенной здесь же столовой, а ночевали в общежитии во дворе обкома или прямо в подземных помещениях.

Холл первого этажа. Видна неказистая дверь, которая  несколько десятилетий скрывала одну из сверхсекретных тайн Великой Отечественной Войны - бункер Сталина
Холл первого этажа. Видна неказистая дверь, которая несколько десятилетий скрывала одну из сверхсекретных тайн Великой Отечественной Войны - бункер Сталина

Работы велись круглосуточно, в две смены. Менее чем за год было вынуто 25 тысяч кубометров грунта, уложено 5 тысяч кубометров бетона. По ценам 1942 года строительных работ было выполнено более чем на 8,5 миллионов рублей – это стоимость целой эскадрильи самолетов Ил-2. Многие из участников стройки были представлены к правительственным наградам, а когда бункер был готов, всем рабочим дали возможность приобрести дефицитную одежду не только для себя, но и для членов семьи.

 

Бункер оставался в полной боеготовности до самого конца войны. В послевоенное время здесь находился запасной штаб гражданской обороны. Объект рассекретили только в 1990 году. Было много предложений по его использованию.

 

Были опасения, что музей будет пустовать, но на удивление всем «Бункер Сталина» обрел огромную популярность, особенно у иностранцев. Они очень любят фотографироваться возле кресла Сталина. Пожилые немцы нередко произносят здесь слова покаяния за причиненное россиянам во время войны горе. А один англичанин записал в книге отзывов известное высказывание Черчилля: «Тот, кто не выучил уроки прошлого, повторит их опять». Музей «Бункер Сталина» в Самаре настоятельно учит людей не повторять ошибок прошлого.

Шлюз между техническим этажем и нижней шахтой
Шлюз между техническим этажем и нижней шахтой

В годы постройки бункер мог выдержать прямое попадание самой большой в то время двухтонной фугасной авиабомбы. В нем можно было спокойно пережить химическую атаку – объект имел надежную систему жизнеобеспечения, запас воды и продовольствия, собственную дизельную электростанцию и систему регенерации воздуха наподобие той, что применялась в крупных подводных лодках.

 

В бункере имеется четыре служебных помещения. Зал заседаний площадью 72 квадратных метра, в котором одновременно могут работать свыше 100 человек. Была в нем еще комната отдыха для Верховного главнокомандующего. Здесь по сей день стоит простой рабочий стол, кресло, диван, накрытый холщевым чехлом, а на стенах – портреты Суворова и Кутузова.

Зал заседаний в бункере Иосифа Сталина
Зал заседаний в бункере Иосифа Сталина

Зал заседаний напоминал обстановку кабинета Сталина в Кремле. Во всю его длину располагался стол, накрытый зеленым сукном. Перпендикулярно к нему - стол председателя ГКО. Еще четыре стола у стен – для помощника Сталина, начальника охраны и стенографисток. В зале заседаний шесть дверей. Но только одна из них входная, еще одна ведет в санузел. Четыре других - бутафорские. Они должны были создавать иллюзию огромного подземного пространства, хотя и того, что есть вполне достаточно, чтобы поразить любое воображение.

Придворные архитекторы постарались в глубоком подземелье создать ощущение небесного простора. Для этой цели в сталинской комнате по стенкам устроены подобия окон, задрапированные небесно-голубым шелком. А своды зала заседаний копируют перекрытия московской станции метро «Аэропорт» с их веерообразным рисунком, который, по замыслу архитектора, должен символизировать парашютные стропы: на глубине в 37 метров члены правительства должны были чувствовать себя под куполом архинадежного бетонного «парашюта».

Кабинет Сталина
Кабинет Сталина

Это комната отдыха Сталина. Высокосводная – выше четырех метров, – она стилизована под кремлевский кабинет вождя: паркет, дубовые панели по стенам, массивный стол с зеленым сукном, лампа под белым колпаком, настенные бра и символ уюта и покоя – диван в белом чехле, столь напоминающем саван. Портреты двух особо почитаемых Сталиным полководцев – Суворова и Кутузова.

 

 

На глубине 33 метра под землей в комнате отдыха верховного главнокомандующего было просторно, как на даче под Москвой

- 1 -     - 2 -     - 3 -